ЭКСПЕДИЦИЯ НА СУРОВЫЙ ЮГ.
04.04.2007 18:17 от Maxximus
7 января 2007 года выпускники СВВАУЛ-79 покорили Южный полюс!
ЭКСПЕДИЦИЯ НА СУРОВЫЙ ЮГ.
7 января 2007 года два российских вертолета Ми-8 МТВ авиации ФСБ России с членами экспедиции на борту впервые в истории авиации достигли Южного полюса, совершив межконтинентальный перелет из Южной Америки в Антарктиду общей протяженностью маршрута 4500 километров. За время экспедиции экипажи вертолетов в суровых климатических и сложных метеорологических условиях выполнили 20 полетов с общим налетом 98 часов 25 минут и преодолели 9000 км.
Письменный В.Л.
Организацией объединенных наций по инициативе нашей страны 2007 год объявлен Полярным. Указом Президента РФ представителем в ООН по проведению международного Полярного года от России был назначен вице-спикер Государственной Думы Артур Чилингаров, возглавивший экспедицию к Южному полюсу, а его заместителем по летной работе – генерал-майор Николай Гаврилов, начальник Управления авиации ФСБ. Воздушная экспедиция была успешно проведена в период с 26 декабря 2006 года по 13 января текущего.
– Наиболее сложным этапом всей операции была подготовка. Рассматривалось множество вариантов выполнения задачи, из которых наш был резервным. Первоначально планировалась доставка вертолетов в Антарктиду самолетом Ан-22 ВВС России и таким же украинским бортом. В итоге пришли к другому варианту – перелет в Южную Америку самолетом Ан-124 ульяновской фирмы «Волга-Днепр».
28 декабря 2006 года около 13.00 Ан-124 прибыл в аэропорт «Внуково». Весь личный состав эскадрильи специального назначения Управления авиации ФСБ присутствовал при загрузке вертолетов… 29 декабря в три часа ночи по московскому времени стартовал перелет по маршруту Внуково – остров Сал, длившийся почти девять часов. После ночевки на острове последовал перелет в Бразилию, где нас ожидала короткая стоянка и заправка самолета. Из Бразилии экипажи и технику перебросили в Чили, откуда стартуют все экспедиции на Южный континент…
Город Пунта-Аренас на южной оконечности Чили расположен в 300 километрах от мыса Горн и Огненной земли, примерно на широте Тулы, только в южном полушарии. Чилийский берег встретил нас довольно прохладно – температура воздуха не превышала 12-15°. 31 декабря вертолеты были готовы к перелету на станцию Беллинсгаузен, но метеоусловия оставляли желать лучшего. Не укладываясь по времени и не желая рисковать, мы были вынуждены задержаться. Встречу Нового года отмечали в Чили.
1 января машины были подняты в воздух. Расстояние от Пунта-Аренас до острова Кинг Джордж, на котором расположена российская антарктическая станция Беллинсгаузен, составляет около 1300 километров. Взлетели при летной погоде – видимость более 10 километров. Правда, низкая облачность с высоко расположенной верхней границей создавала условия для обледенения и не позволяла набрать безопасный эшелон для преодоления горного массива и выхода к океану. Было принято решение следовать по возможности визуально – так и прошли над Магеллановым проливом. А далее, когда стали ухудшаться метеоусловия, пришлось перейти на полет по приборам и набирать безопасный эшелон. Высота верхней границы облаков над океаном составляла порядка 2000-2300 метров. Мы следовали на эшелоне 2400 метров. На второй половине маршрута внизу стал просматриваться океан, на удивление спокойный. Ветер – нейтральный, боковой, на путевую скорость сильно не влиял. Путешествие сопровождалось непрерывной фото и видеосъемкой: снимали все, кто мог, пока позволяла погода…
Антарктида предстала на горизонте белоснежным материком. Казалось, еще немного, и мы будем там. Но в этих широтах совершенно иное восприятие расстояния. Если в средней полосе подобные виды возникают на расстоянии 100-120 километров, то здесь, благодаря прозрачности воздуха, мы увидели континент с расстояния свыше 200 километров. Подошли к острову Кинг Джордж, где нас ожидал Ан-74 с топливом, доставленным из Пунта-Аренас. Заправку вертолетов осуществляли из бочек. Работали все члены экипажа независимо от званий, должностей и заслуг – единой командой. Подкатывали к вертолетам полные бочки и загружали в самолет пустые. Насосная станция работала непрерывно до полного окончания заправки.
Беллинсгаузен – единственная российская станция на нашем пути. Проанализировав метеоусловия, мы решили остаться на острове и пообщаться с полярниками. Сходили в храм, где отец Калистрат благословил нас на дальнейшее путешествие, полюбовались окружающими станцию красотами. Наконец, увидели в естественных условиях пингвинов, совсем не боявшихся людей.
Вторую половину маршрута расстоянием в 750 километров рассчитывали пройти за три часа пятьдесят минут. Но в Антарктиде, в отличие от северных широт, метеоусловия меняются внезапно. При заходе в облачность при температуре -25° вертолеты обледенели в течение нескольких минут, пришлось изменять эшелон полета… Знаменитые цветные облака. Красиво, но входить в них не советую. При температуре -25° вертолет становится похожим на хрустальную вазу…
…В расчетное время полета – три часа пятьдесят минут – мы не уложились, следовали четыре часа тридцать минут. Боролись с обледенением, меняя эшелоны. Делали попытки перейти на визуальные правила полетов, выполнить которые оказалось невозможно – видимость составляла не более 200 метров, а временами еще меньше. Набрав безопасный эшелон – 3300 метров, выполнили заход по приборам на английскую полярную станцию Ротера. На следующем этапе полета предстояло преодолеть расстояние в 1500 километров по прямой, а по визуальному маршруту – 1600 километров. Это самый протяженный маршрут, который когда-либо преодолевали вертолеты Ми-8. Из-за сильного ветра пришлось на трое суток задержаться у англичан… Жизнь на станции вполне обустроена: свет, канализация, вода – все в наличии. Постоянно находятся в готовности два самолета с летными экипажами. Для самолетов есть ангар.
Дождавшись летной погоды, начали крайний бросок к точке ожидания – чилийской базе Пэтриот-Хилл. Погода радовала недолго. По прошествии трех часов пришлось перейти на полет по приборам и выйти за облака на эшелон 3000 метров, а к концу маршрута мы оказались на высоте 5000 метров. Время полета составило более семи часов.
Недалеко от Пэтриот-Хилл в предгорье расположено плато голубого цвета – уникальная взлетно-посадочная полоса, образовавшаяся естественным образом без вмешательства человека. Ее длина – порядка 8 километров, ширина – от километра до 600 метров. Снег на плато не задерживается из-за постоянно дующих с гор ветров.
На базе жили в палатках без обогрева, температура в которых к утру поднималась до 5-6°. В спальном мешке было довольно комфортно… Наш прилет вызвал удивление у многочисленных туристов, присутствовавших в это время года на континенте, которые проявили немалый интерес к российским вертолетам и их пилотажно-навигационному оборудованию. Мы же были поражены отношением к экологии в здешних местах. Отходов жизнедеятельности в Антарктиде не оставляют: весь мусор, упакованный в бочки и пакеты, самолетами вывозят на материк.
…Осуществив дозаправку в районе гор Тиль, мы завершили перелет и посадили вертолеты на станции Амундсен-Скотт, где нас встретили как дорогих гостей американцы. На станции развевался российский флаг, установленный задолго до нашего прибытия. Пообщались с «аборигенами», сфотографировались на память у «оси Земли», где Николай Гаврилов, начальник Управления авиации ФСБ, вручил всем участникам перелета корпоративные знаки – «Золотые орлы». Спустя 2,5 часа пребывания на Южном полюсе мы отправились в обратный путь…
После дозаправки в Пэтриот-Хилл приняли решение пройти еще 1600 километров до станции Ротера. По прогнозам метеоусловий, ожидались циклоны, и были нерадостные шансы задержаться на неделю. С ветром повезло: мы летели семь часов сорок пять минут…
И снова встреча с радушными англичанами, после ночевки у которых экипажи совершили перелет на станцию Беллинсгаузен. Это был самый приятный полет – 750 километров в совершенно прозрачной атмосфере, который завершила очередная дружеская встреча. Были песни под гитару, экскурсия по острову, где мы увидели в естественных условиях «братьев наших меньших» – пингвинов, морских слонов и кошек… Не в зоопарке, не в клетках… Интересная экскурсия.
…Готовимся к вылету. Проанализировали прогноз погоды на Беллинсгаузене: видимость порядка 150-200 метров, туман, нижняя граница облачности не выше 50 метров, температура 1°. На время полета над океаном ожидались простые условия, в середине маршрута и в районе Огненной земли – более сложные… Над проливом Дрейка нулевая видимость. Установили 30 метров по радиовысотомеру и шли так парой два часа, по прошествии которых метеоусловия стали улучшаться. Погода баловала нас недолго. Антарктида, видимо, решила еще раз проверить экипажи на прочность, преподнеся нам встречу двух холодных ветров – с запада и востока. При их слиянии ветер усилился троекратно. На подходе к Огненной земле путевая скорость вертолетов составляла 80 км/час. До островов оставалось около сорока километров, лететь которые предстояло не менее получаса. Ветер становился все плотнее, создавая сильную турбулентность. В океане бушевал сильный шторм, волны поднимались на немыслимую высоту. Мы начали набирать безопасный эшелон – 3300 метров. Экипажи установили скорость по прибору в 160 км/час, чтобы быстрее выйти на него, но путевая скорость уменьшилась до 20 км/час. Скорость встречного ветра достигла 140 км/час. После выхода на заданный эшелон ветер стал ослабевать…
…Так миновали Магелланов пролив и дошли до Пунта-Аренаса, где сразу же приступили к разборке и погрузке вертолетов в Ан-124. На нем выполнили перелет по обратному маршруту через Бразилию с краткосрочной посадкой на острове Сал, где немного отдохнули и поплавали в океане. А далее – десятичасовой перелет домой, во Внуково…
Экипаж ведущего вертолета:
1. Командир экипажа: генерал-майор ГАВРИЛОВ Николай Федорович. (СВВАУЛ-79г)
2. Штурман: полковник ПИСЬМЕННЫЙ Владимир Леонидович. (ВВВУШ-86г)
3. Бортовой техник: подполковник СЕМЕНОВ Владимир Николаевич.
4. Бортовой механик: капитан МОНАХОВ Евгений Александрович.
5. Бортовой радист: лейтенант САДОВНИК Леонид Владимирович.
Экипаж ведомого вертолета:
1. Командир экипажа: полковник АВДЕЕВ Владимир Анатольевич. (СВВАУЛ-79г)
2. Штурман: полковник ЗОРИН Павел Федорович. (ВВВУШ-86г)
3. Бортовой техник: подполковник ДОЛИНИН Андрей Юрьевич.
4. Бортовой техник: полковник БОРОВИК Александр Васильевич.
Письменный В.Л.
Так Владимир Анатольевич частый гость на форуме *02! Собственно говоря он-то и разместил эту информацию. Найти его можно на ветке 79 года. Ник - [color=navy]АВА [/color]
А Владимир Анатольевич может заглянет к нам да и раскажет от лица участвующих в этом полете для чего это было нужно!!!
Я бы наверное многое отдал чтоб тоже поучавствовать в этом полете. И не из-за медалей и орденов!!!
lopatin, неужели вам не хотелось поучавствовать в этом грандиозном проекте?
Наверное это было жутко интересно, даже наверное не сам полет, а то что никому еще не удавалось пролететь на вертолете на ЮЖНЫЙ ПОЛЮС, + реклама наших Ми-8, я очень горжусь что летаю на такой машине и мой отец тоже говорил что это самый лучший вертолет в своем классе!!
Точно круто! С такими техниками и борттехниками опасно летаь....В глазах только "звезды героев" которые может быть дадут!!!
*02 *11 *11 *11
Здесь журнал с интервью с командиром.
ФОТОГРАФИИ