Что за NOTAR?
27.09.2006 20:53 от Maxximus
Всякий, кто подходил к вертолёту близко, и даже тот, кто вертолёта вообще не видел, но увлекается авиацией, наверняка в курсе: одной из важных конструктивных особенностей винтокрылой машины является система “стабилизации вращения”, или компенсации реактивного (вращающего) момента от несущего винта
Если этот самый момент никак не компенсировать, то законы механики (и вообще -физики) заставят корпус вертолёта вращаться в сторону, противоположную вращению того самого, несущего, винта. Таким образом, вертолёт сделался бы не слишком практичным транспортным средством. Для компенсации “вредного момента” используют разные методы. Например, оснащают вертолёт дополнительным хвостовым (рулевым) винтом (это самая распространенная сейчас схема) или используют два несущих винта, вращающихся в противоположные стороны (изюминка российских вертолётов “Ка”). А есть довольно молодая “альтернативная” технология - NOTAR (от англ. No Tail Rotor), которая, по причине молодости, малоизвестна в широких кругах. Принцип действия этого метода стабилизации вращения вертолёта не сложен: под несущим винтом размещается специальный компрессор, забирающий часть воздушного потока, гонимого лопостями несущего винта вниз. Создавая высокое давление, компрессор гонит воздух внутрь “хвоста”, где расположена специальная боковая щель: вырывающийся наружу воздух создаёт реактивный момент, компенсирующий “вращающую силу”. А дополнительное сопло в самом конце хвостовой балки обеспечивает “руление” вертолётом. Считается, что NOTAR надёжнее, безопаснее и тише. Технология NOTAR применяется сейчас серийно только на вертолётах компании MD Helicopters. В середине сентября этого года вертолёты с ситемой NOTAR налетали суммарно свыше 750000 часов, результаты - неплохие.
Информация взята с [url=http://etazherka.ru/]ЭТАЖЕРКА.РУ[/url] - блог об авиации.