Судьба Армейской Авиации...
30.09.2009 13:58 от Maxximus
Генерал армии Владимир Болдырев во вторник провел пресс-конференцию в штабе руководства учениями «Ладога-2009» и сделал ряд важных заявлений, касающихся дальнейшего хода реформы российской армии. В частности, он сообщил, что в военное время силовые структуры будут действовать в интересах военного командования, каждый военный округ РФ оснастят комплексами «Искандер», а Армейская авиация будет передана Сухопутным войскам.
ВЗГЛЯД проанализировал последнее решение.
Армейская авиация будет передана из ВВС в состав Сухопутных войск (СВ), заявил во вторник командующий СВ, генерал армии Владимир Болдырев, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
«Фактически самолеты и вертолеты АА выполняют роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов»
Напомним, ранее о возможности передачи Армейской авиации (АА) в состав СВ говорил главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник Александр Зеленин, однако обрисовывал эту перспективу как отдаленную.
Для ясности: авиация Сухопутных войск, или Армейская авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, а также радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и выполнения других задач. То есть фактически самолеты и вертолеты АА действуют непосредственно над полем боя, выполняя роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов». К армейской авиации относятся также беспилотные летательные аппараты тактического и оперативно-тактического звена.
Во многих странах мира АА входит в состав сухопутных войск и имеет свойственную им структуру, то есть подразделяется не на звенья и эскадрильи, а на отделения, роты и батальоны − так, например, заведено в США, Германии и Нидерландах. Соответственно, решения на применение авиации принимает «сухопутный» воинский начальник, которому подчинены в данный момент силы АА. Но такие специфические задачи, как ПВО, завоевание господства в воздухе, удары на оперативную и оперативно-тактическую глубину (а также многие другие) лежат в компетенции Военно-воздушных сил, которые располагают для этого соответствующими средствами.
После Второй мировой войны главную роль в АА играли вертолеты как аппараты, наилучшим образом способные взаимодействовать с сухопутными подразделениями. Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной: в задачи ее входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем в ходе технической эволюции вертолеты превратились в грозное оружие. А в начале 1970-х годов XX столетия, с принятием на вооружение Ми-24, основной ролью которых была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской, каковой оставалась до 2003 года, когда этот род войск был передан ВВС.
Ключевые слова: армия России, самолеты, вооружение, вертолеты, БПЛА, военная реформа
Откровенно говоря, такое решение было принято не от хорошей жизни : парк вертолетов АА стремительно старел, новых закупок не производилось, более того, «сухопутные» начальники предпочитали тратить выделяемые средства в первую очередь на замену устаревших БИП и БТР, финансируя авиаторов по остаточному принципу − денег не хватало даже на текущий ремонт техники.
По словам генерал-майора Виктора Иванова, который тогда исполнял обязанности начальника управления Армейской авиацией ВВС РФ, «основным больным вопросом Армейской авиации остается исправность авиатехники». Она, по его оценке, в целом составляет 42−45%, а в Северо-Кавказском военном округе − 60−65%.
Между тем положение с техникой в последние годы стало постепенно выправляться ( хотя и остается сложным ). Российский авиапром два года подряд бьет рекорды производства винтокрылых машин, планы закупки техники корректируются в сторону увеличения. В прошлом году российские заводы построили 169 вертолетов, что на 3% превысило заданные по плану показатели. Рост был заметен и в первом полугодии текущего года. В частности, в серию переданы новые вертолеты огневой поддержки Ми-28 и Ка-52, устаревшие машины Ми-8 постепенно заменяются на новые Ми-8В-5, а «летающие танки» Ми-24 проходят модернизацию и капитальный ремонт.
В сложившихся условиях можно подумать о возвращении авиации сухопутчикам. Между тем существует ряд возражений. Некоторые специалисты полагают, что очередная передача окончательно добьет «задерганный» реорганизациями род войск. Они предлагают оставить АА в составе ВВС, одновременно приложив усилия к совершенствованию взаимодействия между наземными и воздушными подразделениями. Для этого предлагается организовать подготовку авианаводчиков из сухопутных офицеров на базе авиационных учебных заведений, поскольку такой наводчик должен досконально представлять себе как организацию общевойскового боя, так и особенности применения авиации, включая характеристики летательных аппаратов и их средств поражения. Другие утверждают, что лишь сухопутчики полностью понимают особенности применения авиации на поле боя, когда вертолет рассматривается в общем контексте и наравне с танками, артиллерией и прочей боевой техникой СВ как аэромобильное средство огневой поддержки и поражения. Считается, что такой командир сможет наиболее выгодно вписать вертолет-штурмовик в общий замысел боя.
Армия и вооружение
Обе точки зрения имеют как положительные, так и отрицательные стороны, однако советский опыт (в частности – войны в Афганистане) и опыт иностранных армий показывает, что АА предпочтительнее иметь в составе СВ, чем ВВС.
А мастерство и навыки появятся при наличии вертолетов и топлива как в советское время.
Я думаю что правильное было бы решение о передачи армейской авиации в состав СВ, для ВВС мы всегда были чужими.
В условиях БД, на мой взгляд, так и должно быть. Просто для этого лётчиков надо готовить соответственно, а не заниматься естественным отбором.
Очень часто приходилось перевозить пехотных генералов и для их доставки выполнять то, что на обычных полётах посчитали бы хулиганством или вообще в голову бы не пришло выполнять это, например посадку на площадку с нижним краем 30 метров 10-бальной облачности. Или забирать тяжело раненного ночью на необозначенной незнакомой площадке с выключенными фарами по сигнальному огню, который горел 15 секунд *04
При нормальном уровне подготовки всего экипажа и при хорошей слётанности эти задачи легко выполняются.
Но на войне это был оправданный риск, главное правильно оценить свои силы, не переоценить их, а если не можешь выполнить - суметь обосновать это пассажирам, какие бы на них погоны не были.
Плюс ко всему у нас очень много ввели ограничений "на всякий случай". Поэтому реальные возможности вертолётов молодые лётчики не знают вообще и из критической ситуации смогут выбраться только с перепуга а не благодаря своим навыкам, потому что "оторватьс я" от души и прочувствовать борт можно только тогда когда у тебя САРПП после полёта никто смотреть не будет и ты будешь знать об этом. *06