Александр Подолян-Лаврентьев
Война в Ираке начала 1990-х годов была сплошным геополитическим экспериментом. Вначале режим Саддама Хусейна попытался примерить на себя роль регионального гегемона, освободившись от сдерживающегося кураторства СССР. А потом США – в новом коалиционном формате – заявили свои неоколониальные права на Персидский залив и весь остальной мир. Победа, как и 100 лет назад, была одержана по большей части благодаря технологическому превосходству армий западных стран. Ирак отнюдь не был слабым противником, многие его тактические действия были правильными, но недооценка и непонимание принципов современной войны привели его к быстрому и сокрушительному поражению.
И для боевой вертолетной авиации это стало особой страницей – завершения одной эпохи (Корея, Вьетнам, Афганистан) и начала новой. Интенсивность применения вертолетов была высокой, как никогда, и главное – гораздо шире были использованы возможности вертолетной техники, изменился ее уровень взаимодействия с другими подразделениями.
Провал накануне. Ночью 2 августа 1990 года четыре иракские дивизии перешли границу соседнего Кувейта и начали стремительное продвижение вглубь страны. Превосходство в силах и на земле, и в воздухе было настолько подавляющим, что уже к концу дня остатки кувейтской авиации перелетели на территорию Саудовской Аравии, не оказав существенного сопротивления. Территория Кувейта в течение 24 часов оказалась под контролем иракской армии. Однако успех оказался неполным.
Вертолетный десант, который должен был высадиться в Эль-Кувейте до подхода основных сил и захватить в плен эмира Ас-Сабаха, потерпел неудачу: на подходе к столице вертолеты встретил сильнейший огонь сил ПВО. Иракский спецназ понес такие значительные потери, которые просто не позволили выполнить задачу. В итоге эмир успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию, а эта неудача, причиной которой стало неподготовленное, самонадеянное использование вертолетного десанта, стоила Ираку многих лет разрушительной войны…
Готовясь к освобождению Кувейта, силы антииракской коалиции, основную часть которых составляла мощь Соединенных Штатов, сосредоточили в регионе огромную ударную группировку. В ее составе, наряду с наземной боевой техникой, находилось 2600 боевых самолетов и 1955 вертолетов.
В зоне конфликта на борту авианосцев «Рейнджер» и «Мидуэй» главными представителями вертолетных сил были противолодочные Sikorsky SH-3H и эта же модификация «Sea King» на авианосцах «Саратога», «Джон Кенеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка» в Красном море. Основная вертолетная группировка была сосредоточена на авиабазах в Саудовской Аравии.
За три месяца до начала войны союзники начали регулярно проводить совместные учения и тренировки штабов и войск. Большое значение придавалось рекогносцировке местности и организации взаимодействия с авиацией. Были задействованы быстродействующие средства связи, обеспечивающие отображение обстановки в реальном масштабе времени. Ряд подразделений готовились к действиям в составе воздушно-штурмовых тактических групп в глубоком тылу. Занятия были максимально интенсивными, а их продолжительность достигала 10-12 часов в сутки.
Командованию коалиции к середине февраля удалось практически полностью вскрыть оперативное построение и определить уязвимые места противника. В основу операции была положена идея окружения иракских войск в Кувейте с целью отсечения от стратегических резервов и расчленения группировки с последующим уничтожением по частям. Для выхода в тыл к противнику предполагалось широко использовать крупные вертолетные десанты. Шоссе также предполагалось перерезать крупным вертолетным десантом, который должен был оборудовать оборонительные позиции и дождаться подхода основных сил корпуса.
Вертолетный парк Ирака был в основном наследием конца 70-х годов, когда производились основные поставки летающей техники в эту страну. К началу войны 1991 года в армии Ирака насчитывалось 222 вертолета, из них 40 боевых Ми-24, 75 западногерманских Bo.105, 50 французских SA.342 «Газель», 35 «Алуэтт» III, 10 противокорабельных вертолетов SA.321 «Супер Фрелон», 6 транспортных вертолетов SA.330 «Пума» и 6 SA.365 «Дофэн»2.
После месяцев дипломатических препирательств и массированной пропаганды в СМИ союзники приступили к активным боевым действиям.
Рано утром 17 января 1991 года эскадрилья вертолетов Apache атаковала позиции иракцев в захваченном Кувейте. Спустя несколько минут тяжелые бомбардировщики атаковали военные объекты по всей территории Ирака. Бомбардировкам подверглись Багдад, Басра, Мосул, Баакуба, Эд-Дивания и Тикрит. Силы ПВО и командные пункты иракцев были или уничтожены или парализованы действием вирусов, внедренных американцами в электронные сети. Так началась «Буря в пустыне». Ставилась задача вывести из строя до 50% иракских солдат и офицеров на оборонительных позициях. Это могла сделать только авиация, которая и стала решающей силой. За все время военной операции на иракские объекты было сброшено от 65 до 85 тонн авиационных боеприпасов. Телезрители всего мира впервые увидели кадры, снятые с головной части падающих на Ирак управляемых ракет. Несмотря на серию воздушных ударов по военным аэродромам Ирака, его авиация продолжала совершать боевые вылеты. Последний был зафиксирован 10 февраля.
В Ираке впервые были использованы AH-64 Apache в группе огневого подавления ближних средств ПВО. Эскадрилья этих противотанковых вертолетов, выполняя задачи по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака, впервые применила новые тактико-технические наработки.
«Апачи» действовали двумя звеньями по четыре машины. Их сопровождали вертолеты UH-60. Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели опознавались, пуск ракет «Хеллфайр» AGM-114 производился с 3-6 км. Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС. Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель. Вертолеты «Апач» находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены.
Спустились на землю. После 38 дней бомбардировок коалиционные силы приступили к наземному этапу иракской компании. Под продолжавшимися много дней авиаударами иракские войска понесли большие потери и еще до начала сухопутной кампании были почти полностью деморализованы. Войсковая операция Desert Sabre («Сабля пустыни»), имеющая целью выбить иракские войска с территории Кувейта, поставила сразу несколько рекордов для боевой вертолетной авиации – по глубине рейдов, по переброшенному количеству боевой силы и техники.
Ста часов операции хватило для освобождения от иракских войск территории Кувейта, нанесению им гигантских потерь в технике и захвата более чем 86 тысяч пленных.
В 4 часа утра 24 февраля разведчики 6-й французской легкой бронетанковой дивизии «Даге» выдвинулись на территорию Ирака. Французская дивизия, усиленная 82-й бригадой воздушно-десантной дивизии, должна была прорваться к Ас-Салману. Через три часа наступления французы обнаружили позиции иракских войск и после короткого боя при поддержке вертолетов «Газель», вооруженных ПТУР, разбили противника, взяв 2500 пленных. Затем дивизия заняла город и аэродром. 18-я авиабригада высадила глубоко в тыл (93 километра от границы) иракским войскам 1-ю бригаду (более 2000 человек) 101-й воздушно-штурмовой дивизии, которая оборудовала передовую базу «Кобра». Помимо войск, вертолеты доставляли на нее артиллерию, боеприпасы, ГСМ и стройматериалы. Это была самая крупная вертолетная высадка в истории.
25 февраля базы достигли основные силы 82-й дивизии, а 101-я дивизии отправила свою 3-ю бригаду в самую глубокую вертолетную высадку в военной истории (в 175 километрах от иракско-саудовской границы) и оборудовала наблюдательные и блокирующие позиции на южном берегу Евфрата, перерезав одно из основных шоссе, связывавших Кувейт с Багдадом. В этот же день 2-я бригада 101-й дивизии была переброшена на 200 км западнее базы «Кобра» и организовала передовую операционную базу «Гадюка», куда вскоре перелетели несколько батальонов ударных вертолетов. Вскоре два вертолетных батальона 101-й дивизии атаковали шоссе под Басрой. В условиях плохой видимости (из-за горящих нефтяных скважин), используя приборы ночного видения, вертолеты уничтожили всю двигавшуюся по дороге технику, полностью прервав движение. Вторая пара вертолетных батальонов атаковала то же самое шоссе севернее озера Аль-Хаммар. Последняя дорога к отступлению из Кувейта была перерезана.
Итоги. Довольно выразительную картину дает анализ воздушных побед сил коалиции. В период активных боевых действий, то есть с 17 января по 22 марта 1991 года, лишь на завершающем этапе жертвами авиации стали иракские вертолеты. Первый был сбит лишь 6 февраля: пилот «Тандерболта» А10А огнем семиствольной 30-мм пушки с вращающимся блоком стволов General Electric GAU-8 расстрелял вертолет Bo.105.
На следующий день жертвой F-14A стал Ми-8: он был уничтожен пуском ракеты «воздух—воздух» AIM-9 «Сайдуиндер» с инфракрасной головкой самонаведения. А чуть позже пилот F-15C Мэй уничтожил Ми-24 пуском управляемой ракеты «воздух—воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения AIM-7 «Спэрроу».
Самонаводящиеся ракеты – вот главное орудие поражения большинства иракских вертушек. Хотя один легкий Хьюз 500 был уничтожен управляемой 900-килограмовой фугасной авиационной бомбой (Guided Bomb Unit).
Потери вертолетов коалиционных сил, напротив, в большей степени вызваны тяжелыми, непривычными для экипажей и аэродромных команд условиями эксплуатации и полетов. Большинство винтокрылых машин пострадало при отказах двигателей по причине попадания в турбины песка, или ошибок пилотирования опять же в условиях плохой видимости — во время песчаных бурь или на взлете и посадке, когда винты поднимали тучи песка с неподготовленных площадок.
Данные разных стран — участниц многонациональных сил по потерям трудно оценить однозначно: цифры в разных источниках отличаются, разнятся и критерии оценки потерь.
Например, по официальным данным США потеряли 40 самолетов, 28 из которых — от действий противника, и 23 вертолетов, из которых только 5 были сбиты иракцами.
Характер «новой войны» сразу становится понятен, если взглянуть на цифры потерь наземной техники, а это всего лишь 6 танков, одна гаубица и 9 бронемашин.
Потери Ирака, естественно, оказались значительнее. Но все же ничтожно малые для полного разгрома. Коалиционные силы уничтожили 104 самолета, при этом 36 — в воздушных боях, и 19 вертолетов, пять из которых в воздушных боях. Кроме того, 137 иракских самолетов перелетели в Иран.
Главным итогом этой войны для вертолетной авиации стала новая военно-стратегическая концепция, в которой значение вертолетной техники существенно возросло, породив импульс для развития технологий и производства. Следующим этапом влияния стало возвращение «моды» на вертолеты в других отраслях, бурный интерес к служебным вертолетам и, как следствие, экспонентный рост спроса на винтокрылые машины полтора десятилетия спустя.