Читать RSS.
 
Филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" г. Сызрань приглашает на ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
10 февраля 2024 года в 11.00 (в 10.00 МСК)
Ждём Вас по адресу: г.Сызрань, ул. Маршала Жукова, филиал ВУНЦ ВВС "ВВА", вход через центральное КПП возле штаба.
Контактный телефон:8(8464)99-00-86, 8(8464)37-38-10, доп.2-28
_
Уважаемые ветераны и выпускники Сызранского ВВАУЛ. Оргкомитетом по подготовке к…
 Отсюда: https://www.syzran-small.ru/news-82742 Скульптура в честь инструкторов СВВАУЛ скоро будет отлита…
  09 декабря 2023 года в филиале Военного учебного научного…

Абитуриенту

Скачать Пособие поступающим 2024

ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ. ЗДЕСЬ РАСПИСАНО ВСЕ!

Обсуждение на форуме

Уважаемые военнослужащие проходящих службу по контракту (кроме офицеров): согласно приказа Министра обороны РФ №185 от 7.04.2015 года возраст для приёма данной категории абитуриентов увеличен до 27 лет.
для военнослужащих проходящих службу по контракту, ветеранам БД возраст для приёма увеличен до 30 лет.


Вы можете принять участие в поддержке сайта. Сайт финансируется на пожертвования выпускников училища.

Помочь сайту
Перейти по ссылке
: Администрация сайта благодарит за помощь Выпускников 1999г:
Борнякова Д.Н, Терешенков А.Г, Хаметова М.М, Ермолайчика С.В, Ямбуренко А.В, Голяка И.Л, Питасова С.В, Дроздова В.И, Павлова А.С, Роднякова А.В, Брокера А.А, Галимова А.Р, Торопова В.М, Милькова А.П, Крота В.А, Сержантова Е.В, Шапинского А.А, Брунько Д.С, Саченкова С.В, Куликова Е.М, Леонова М.Ю, Лимонова Д.В, Пухватова А.В, Крывый А.В, Буланенкова Д.В, Савельева А.Н, Паспортникова Д.Е, Левочкина В.В, Гурченко Е.Л., Монастырского Р.К

Расстреляны на взлете

22.04.2013 21:19 от ЕвгенийАлай

История, как известно, многолика и многогранна. 22-е число июньского календаря - особо памятная нам дата, неизбежно побуждающая к размышлению о минувшей войне, и, прежде всего о крайне тяжелом, драматическом для нас ее начальном периоде.

Ни в одной области человеческой деятельности не стоит столь остро вопрос о качестве руководства людьми, как в вооруженной борьбе. Как показывает военная история, избежать просчетов можно лишь при высоком профессионализме командных кадров, глубоком знании ими боевого опыта и способов действий противника. Именно таких кадров и не хватало СССР в начальный период Великой Отечественной войны.

 

1. Вероломное нападение и ошибки командования

 

В октябре 1941 г. немецкие танки прорвали оборону советских войск, и вышли на ближайшие подступы к Москве, к Химкинскому водохранилищу. В Москве началась паника. А 28 октября 1941 г. в пос. Барбыш вблизи г. Куйбышева по прямому приказу Берии казнили видных военачальников ВВС, в списках которого значились генерал-лейтенант авиации Смушкевич Я.В., генерал-майор авиации Левин А.А., генерал-лейтенанты авиации Рычагов П.В., Птухин Е.С., Алексеев П.А., майор Нестеренко М.П. жена Рычагова и другие известные командиры. Советский Союз потерял в наиболее тяжелый период Великой Отечественной войны беспрецедентный опыт командования и руководства частями и подразделениями советской авиации. Но даже как освоенные и закаленные в воздушных сражениях боевые летчики, авиационные генералы были просто необходимы фронту.

Потери боевых самолетов, понесенные ВВС КА в первые дни войны были просто катастрофическими. ВВС ЗапОВО потеряли в общей численности 738 боевых самолетов. Из них: 528 самолетов противник уничтожил на земле, 133 самолета были сбиты в воздухе, 71 самолет не вернулся с боевого задания, 1 самолет разбился при взлете, 2 потерпели аварию. Аналогичная обстановка наблюдалась и в соседних военных округах. По другим данным, общие потери ВВС, в первые несколько дней, составили более 1200 самолетов, причем большая часть из них была уничтожена также на аэродромах, в местах базирования. А, следовательно, вся тяжесть поражения первых дней вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, легла виной на плечи высшего командования КА и ВВС.

В наши дни вряд ли кто будет оспаривать тезис о том, что массовые репрессии накануне войны существенно ослабили боевой потенциал Красной Армии. Достаточно сказать, что около 70 % командиров полков и дивизий состояли тогда на своих должностях менее года. Соответственно не имели ни опыта, ни авторитета среди подчиненных. Между тем, судя по архивным сводкам 1941 года об арестах и судимости военнослужащих, война не стала поводом для остановки работы отлаженного репрессивного конвейера. НКВД и трибуналы продолжали методично истреблять командные кадры.

 

2. «Заговор Героев»

 

Даже сегодня мало кто знает, что руководители органов ОГПУ-НКВД предвоенного десятилетия планировали сфабриковать целых три крупномасштабных политических процесса над военными, объединив в рамках каждого «заговора» по несколько десятков, а то и сотен, дел в отношении высшего комначсостава РККА. Ядро заговорщиков по крайнему из них, должны были составить руководители Военно-воздушных сил, большинство из которых имели звезды Героев и опыт боевых действий в Испании, в районе реки Халкин-Гол и озера Хасан или в Финляндии. Поэтому в разговорах оперативников и следователей ГУГБ НКВД СССР, фабрикуемое дело и стало именоваться как «заговор Героев». Всего было арестовано около 30 известных в стране военных авиаторов или командиров, имеющих непосредственное отношение к авиации.

8 из них были Героями. Среди «заговорщиков» — помощник начальника Генерального штаба по авиации дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Я. Смушкевич, тридцатилетний заместитель наркома обороны СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации П. Рычагов, командующий войсками Прибалтийского Особого военного округа генерал-полковник А. Локтионов (все трое в разное время возглавляли ВВС РККА), начальник Управления ПВО Наркомата обороны СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Г. Штерн, начальник Военно-воздушной академии генерал-лейтенант Ф. Арженухин, бывший заместитель наркома обороны СССР и начальник Разведывательного управления РККА, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И. Проскуров, начальник НИИ ВВС, начальник летно-испытательного центра генерал-майор авиации А. Филин и другие военные летчики.

Принято считать, что официальным поводом для арестов явилось большое количество ЧП с человеческими жертвами. Действительно в предвоенные годы ВВС РККА ежегодно теряли более 600 самолетов. В начале1941 г., когда в летные части стали поступать новые скоростные самолеты и началось переучивание личного состава, количество катастроф еще более возросло. Объективно все это было вызвано бурным ростом советской военной авиации при недостаточной квалификации летчиков.

 

3. Объективный взгляд на факты, события, процессы

 

Исследование архивных материалов позволяет говорить о том, что за арестами большинства участников «заговора героев», в отличие от предыдущих заговоров 37–38 годов, стояла не только мифическая, сфабрикованная следователями НКВД антисоветская (троцкистская, шпионская, вредительская и т. п.) деятельность. Но и конкретные действия (бездействие) или высказывания арестованных, вызвавшие в разное время неудовольствие или даже негодование вождя.

О том, как велось следствие, как выбивались у генералов показания, стало известно совсем недавно, когда были обнародованы показания их истязателей. Противоречивые чувства испытываются, перечитывая откровения сотрудников НКВД. Боль и негодование, сострадание и недоумение. Но прежде всего восхищение — мужеством и стойкостью «заговорщиков». Самый крепкий орешек — Локтионов. Никто не смог его расколоть. «Курский соловей» оказался несгибаемым. Несмотря на изощренность пыток, вину не признавал. Генерал кричал от боли, катался по полу, но не соглашался подписывать протокол.

В тюремной камере узнали командиры о нападении фашистской Германии и начавшейся войне. Как хотели они быть в эти дни на фронте, сражаться с врагом во всеоружии своих военных знаний, боевого опыта и мастерства, даже погибнуть, защищая любимую Родину. Но не было дано им такой возможности.

И все же война спутала карты. Публичный процесс не получился. Несколько «заговорщиков», в том числе Ванникова и Мерецкова, освободили из заключения в связи со складывавшемся на фронте положением, то есть в связи с острой необходимостью.

Большинство же «участников антисоветского военного заговора» уничтожили без суда и следствия. Как уже отмечалось,их вывезли в Куйбышев и тайно расстреляли 28 октября 1941 года на окраине запасной столицы, у поселка Барбыш. Установлено, что единственным основанием для расправы явилось предписание Л. Берии. Который позже 29 января 1942 г., направил Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». Среди них были 17 генералов и ряд крупных работников оборонной промышленности, которых органы «взяли» в мае-июле 1941 г. Все они обвинялись во вредительстве и заговоре против государства.

Решение, проявив мазохистскую изощренность, привели в исполнение 23 февраля 1942 года. Крупных военачальников хладнокровно убили в день Красной Армии, становлению и развитию которой они посвятили свои жизни.

 

Заключение

 

Заканчивая свой доклад, необходимо отметить, что в истории нашей авиации есть блестящие страницы, есть трагические, но есть и грязные. И с этими грязными страницами необходимо разбираться, анализировать и оценивать только достоверные факты, события и процессы, чтобы ни в коем случае не оказаться подверженным активной в наше время антисоветской пропаганде.

И все же, не смотря на столь огромные масштабы проведения массовых репрессий, как среди конструкторского, летного и командного состава ВВС. Наша отечественная авиация в полной мере реализовала свой необъятный потенциал, нашла и продемонстрировала всю мощь и силу духа русского народа. И уже к середине Великой Отечественной войны наши «Сталинские соколы» завоевали и удержали полное и исключительное превосходство в воздухе над «фашистскими стервятниками».

Великая слава нашим отцам, дедам, прадедам отстоявшим свободу и независимость нашей Родины!

 

 

Выполнил Васильев А. Ф.

 

Науч. рук. ст. преподаватель кафедры ГиСЭД сл. ВС Шапошников В. Т.

 

 

 

Литература

  1. Календарь событий. В сб. “Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны”, т. 2. М., 1946.
  2. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). В сб. “И. В. Сталин. “Сочинения””, т. 12. М., 1949.
  3. Сталин И. В. Сочинения. Т. 5 и 6. М., 1949.
  4. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М., 1947.
  5. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
  6. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. М., 1985.
  7. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3 томах. - М., 1990.
  8. Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. - М., 1975.
Комментариев: 0 Просмотров: 8482 Категория: Новости

.
Вертолеты