Читать RSS.
 
Филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" г. Сызрань приглашает на ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
10 февраля 2024 года в 11.00 (в 10.00 МСК)
Ждём Вас по адресу: г.Сызрань, ул. Маршала Жукова, филиал ВУНЦ ВВС "ВВА", вход через центральное КПП возле штаба.
Контактный телефон:8(8464)99-00-86, 8(8464)37-38-10, доп.2-28
_
Уважаемые ветераны и выпускники Сызранского ВВАУЛ. Оргкомитетом по подготовке к…
 Отсюда: https://www.syzran-small.ru/news-82742 Скульптура в честь инструкторов СВВАУЛ скоро будет отлита…
  09 декабря 2023 года в филиале Военного учебного научного…

Абитуриенту

Скачать Пособие поступающим 2024

ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ. ЗДЕСЬ РАСПИСАНО ВСЕ!

Обсуждение на форуме

Уважаемые военнослужащие проходящих службу по контракту (кроме офицеров): согласно приказа Министра обороны РФ №185 от 7.04.2015 года возраст для приёма данной категории абитуриентов увеличен до 27 лет.
для военнослужащих проходящих службу по контракту, ветеранам БД возраст для приёма увеличен до 30 лет.


Вы можете принять участие в поддержке сайта. Сайт финансируется на пожертвования выпускников училища.

Помочь сайту
Перейти по ссылке
: Администрация сайта благодарит за помощь Выпускников 1999г:
Борнякова Д.Н, Терешенков А.Г, Хаметова М.М, Ермолайчика С.В, Ямбуренко А.В, Голяка И.Л, Питасова С.В, Дроздова В.И, Павлова А.С, Роднякова А.В, Брокера А.А, Галимова А.Р, Торопова В.М, Милькова А.П, Крота В.А, Сержантова Е.В, Шапинского А.А, Брунько Д.С, Саченкова С.В, Куликова Е.М, Леонова М.Ю, Лимонова Д.В, Пухватова А.В, Крывый А.В, Буланенкова Д.В, Савельева А.Н, Паспортникова Д.Е, Левочкина В.В, Гурченко Е.Л., Монастырского Р.К

Поворот в пустыне

03.02.2011 17:48 от Maxximus

Александр Подолян-Лаврентьев
Война в Ираке начала 1990-х годов была сплошным геополитическим экспериментом. Вначале режим Саддама Хусейна попытался примерить на себя роль регионального гегемона, освободившись от сдерживающегося кураторства СССР. А потом США – в новом коалиционном формате – заявили свои неоколониальные права на Персидский залив и весь остальной мир. Победа, как и 100 лет назад, была одержана по большей части благодаря технологическому превосходству армий западных стран. Ирак отнюдь не был слабым противником, многие его тактические действия были правильными, но недооценка и непонимание принципов современной войны привели его к быстрому и сокрушительному поражению.

И для боевой вертолетной авиации это стало особой страницей – завершения одной эпохи (Корея, Вьетнам, Афганистан) и начала новой. Интенсивность применения вертолетов была высокой, как никогда, и главное – гораздо шире были использованы возможности вертолетной техники, изменился ее уровень взаимодействия с другими подразделениями.

Провал накануне. Ночью 2 августа 1990 года четыре иракские дивизии перешли границу соседнего Кувейта и начали стремительное продвижение вглубь страны. Превосходство в силах и на земле, и в воздухе было настолько подавляющим, что уже к концу дня остатки кувейтской авиации перелетели на территорию Саудовской Аравии, не оказав существенного сопротивления. Территория Кувейта в течение 24 часов оказалась под контролем иракской армии. Однако успех оказался неполным.

Вертолетный десант, который должен был высадиться в Эль-Кувейте до подхода основных сил и захватить в плен эмира Ас-Сабаха, потерпел неудачу: на подходе к столице вертолеты встретил сильнейший огонь сил ПВО. Иракский спецназ понес такие значительные потери, которые просто не позволили выполнить задачу. В итоге эмир успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию, а эта неудача, причиной которой стало неподготовленное, самонадеянное использование вертолетного десанта, стоила Ираку многих лет разрушительной войны…

Готовясь к освобождению Кувейта, силы антииракской коалиции, основную часть которых составляла мощь Соединенных Штатов, сосредоточили в регионе огромную ударную группировку. В ее составе, наряду с наземной боевой техникой, находилось 2600 боевых самолетов и 1955 вертолетов.

В зоне конфликта на борту авианосцев «Рейнджер» и «Мидуэй» главными представителями вертолетных сил были противолодочные Sikorsky SH-3H и эта же модификация «Sea King» на авианосцах «Саратога», «Джон Кенеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка» в Красном море. Основная вертолетная группировка была сосредоточена на авиабазах в Саудовской Аравии.

За три месяца до начала войны союзники начали регулярно проводить совместные учения и тренировки штабов и войск. Большое значение придавалось рекогносцировке местности и организации взаимодействия с авиацией. Были задействованы быстродействующие средства связи, обеспечивающие отображение обстановки в реальном масштабе времени. Ряд подразделений готовились к действиям в составе воздушно-штурмовых тактических групп в глубоком тылу. Занятия были максимально интенсивными, а их продолжительность достигала 10-12 часов в сутки.

Командованию коалиции к середине февраля удалось практически полностью вскрыть оперативное построение и определить уязвимые места противника. В основу операции была положена идея окружения иракских войск в Кувейте с целью отсечения от стратегических резервов и расчленения группировки с последующим уничтожением по частям. Для выхода в тыл к противнику предполагалось широко использовать крупные вертолетные десанты. Шоссе также предполагалось перерезать крупным вертолетным десантом, который должен был оборудовать оборонительные позиции и дождаться подхода основных сил корпуса.

Вертолетный парк Ирака был в основном наследием конца 70-х годов, когда производились основные поставки летающей техники в эту страну. К началу войны 1991 года в армии Ирака насчитывалось 222 вертолета, из них 40 боевых Ми-24, 75 западногерманских Bo.105, 50 французских SA.342 «Газель», 35 «Алуэтт» III, 10 противокорабельных вертолетов SA.321 «Супер Фрелон», 6 транспортных вертолетов SA.330 «Пума» и 6 SA.365 «Дофэн»2.

После месяцев дипломатических препирательств и массированной пропаганды в СМИ союзники приступили к активным боевым действиям.

Рано утром 17 января 1991 года эскадрилья вертолетов Apache атаковала позиции иракцев в захваченном Кувейте. Спустя несколько минут тяжелые бомбардировщики атаковали военные объекты по всей территории Ирака. Бомбардировкам подверглись Багдад, Басра, Мосул, Баакуба, Эд-Дивания и Тикрит. Силы ПВО и командные пункты иракцев были или уничтожены или парализованы действием вирусов, внедренных американцами в электронные сети. Так началась «Буря в пустыне». Ставилась задача вывести из строя до 50% иракских солдат и офицеров на оборонительных позициях. Это могла сделать только авиация, которая и стала решающей силой. За все время военной операции на иракские объекты было сброшено от 65 до 85 тонн авиационных боеприпасов. Телезрители всего мира впервые увидели кадры, снятые с головной части падающих на Ирак управляемых ракет. Несмотря на серию воздушных ударов по военным аэродромам Ирака, его авиация продолжала совершать боевые вылеты. Последний был зафиксирован 10 февраля.

В Ираке впервые были использованы AH-64 Apache в группе огневого подавления ближних средств ПВО. Эскадрилья этих противотанковых вертолетов, выполняя задачи по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака, впервые применила новые тактико-технические наработки.

«Апачи» действовали двумя звеньями по четыре машины. Их сопровождали вертолеты UH-60. Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели опознавались, пуск ракет «Хеллфайр» AGM-114 производился с 3-6 км. Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС. Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель. Вертолеты «Апач» находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены.

Спустились на землю. После 38 дней бомбардировок коалиционные силы приступили к наземному этапу иракской компании. Под продолжавшимися много дней авиаударами иракские войска понесли большие потери и еще до начала сухопутной кампании были почти полностью деморализованы. Войсковая операция Desert Sabre («Сабля пустыни»), имеющая целью выбить иракские войска с территории Кувейта, поставила сразу несколько рекордов для боевой вертолетной авиации – по глубине рейдов, по переброшенному количеству боевой силы и техники.

Ста часов операции хватило для освобождения от иракских войск территории Кувейта, нанесению им гигантских потерь в технике и захвата более чем 86 тысяч пленных.

В 4 часа утра 24 февраля разведчики 6-й французской легкой бронетанковой дивизии «Даге» выдвинулись на территорию Ирака. Французская дивизия, усиленная 82-й бригадой воздушно-десантной дивизии, должна была прорваться к Ас-Салману. Через три часа наступления французы обнаружили позиции иракских войск и после короткого боя при поддержке вертолетов «Газель», вооруженных ПТУР, разбили противника, взяв 2500 пленных. Затем дивизия заняла город и аэродром. 18-я авиабригада высадила глубоко в тыл (93 километра от границы) иракским войскам 1-ю бригаду (более 2000 человек) 101-й воздушно-штурмовой дивизии, которая оборудовала передовую базу «Кобра». Помимо войск, вертолеты доставляли на нее артиллерию, боеприпасы, ГСМ и стройматериалы. Это была самая крупная вертолетная высадка в истории.

25 февраля базы достигли основные силы 82-й дивизии, а 101-я дивизии отправила свою 3-ю бригаду в самую глубокую вертолетную высадку в военной истории (в 175 километрах от иракско-саудовской границы) и оборудовала наблюдательные и блокирующие позиции на южном берегу Евфрата, перерезав одно из основных шоссе, связывавших Кувейт с Багдадом. В этот же день 2-я бригада 101-й дивизии была переброшена на 200 км западнее базы «Кобра» и организовала передовую операционную базу «Гадюка», куда вскоре перелетели несколько батальонов ударных вертолетов. Вскоре два вертолетных батальона 101-й дивизии атаковали шоссе под Басрой. В условиях плохой видимости (из-за горящих нефтяных скважин), используя приборы ночного видения, вертолеты уничтожили всю двигавшуюся по дороге технику, полностью прервав движение. Вторая пара вертолетных батальонов атаковала то же самое шоссе севернее озера Аль-Хаммар. Последняя дорога к отступлению из Кувейта была перерезана.

Итоги. Довольно выразительную картину дает анализ воздушных побед сил коалиции. В период активных боевых действий, то есть с 17 января по 22 марта 1991 года, лишь на завершающем этапе жертвами авиации стали иракские вертолеты. Первый был сбит лишь 6 февраля: пилот «Тандерболта» А10А огнем семиствольной 30-мм пушки с вращающимся блоком стволов General Electric GAU-8 расстрелял вертолет Bo.105.

На следующий день жертвой F-14A стал Ми-8: он был уничтожен пуском ракеты «воздух—воздух» AIM-9 «Сайдуиндер» с инфракрасной головкой самонаведения. А чуть позже пилот F-15C Мэй уничтожил Ми-24 пуском управляемой ракеты «воздух—воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения AIM-7 «Спэрроу».

Самонаводящиеся ракеты – вот главное орудие поражения большинства иракских вертушек. Хотя один легкий Хьюз 500 был уничтожен управляемой 900-килограмовой фугасной авиационной бомбой (Guided Bomb Unit).

Потери вертолетов коалиционных сил, напротив, в большей степени вызваны тяжелыми, непривычными для экипажей и аэродромных команд условиями эксплуатации и полетов. Большинство винтокрылых машин пострадало при отказах двигателей по причине попадания в турбины песка, или ошибок пилотирования опять же в условиях плохой видимости — во время песчаных бурь или на взлете и посадке, когда винты поднимали тучи песка с неподготовленных площадок.

Данные разных стран — участниц многонациональных сил по потерям трудно оценить однозначно: цифры в разных источниках отличаются, разнятся и критерии оценки потерь.

Например, по официальным данным США потеряли 40 самолетов, 28 из которых — от действий противника, и 23 вертолетов, из которых только 5 были сбиты иракцами.

Характер «новой войны» сразу становится понятен, если взглянуть на цифры потерь наземной техники, а это всего лишь 6 танков, одна гаубица и 9 бронемашин.

Потери Ирака, естественно, оказались значительнее. Но все же ничтожно малые для полного разгрома. Коалиционные силы уничтожили 104 самолета, при этом 36 — в воздушных боях, и 19 вертолетов, пять из которых в воздушных боях. Кроме того, 137 иракских самолетов перелетели в Иран.

Главным итогом этой войны для вертолетной авиации стала новая военно-стратегическая концепция, в которой значение вертолетной техники существенно возросло, породив импульс для развития технологий и производства. Следующим этапом влияния стало возвращение «моды» на вертолеты в других отраслях, бурный интерес к служебным вертолетам и, как следствие, экспонентный рост спроса на винтокрылые машины полтора десятилетия спустя.

Комментариев: 2 Просмотров: 5970 Категория: Новости

Комментарии   

ЕвгенийАлай
0 #2 ЕвгенийАлай 13.02.2011 01:45
у вождей другие заботы, как Ходорковских упрятать и как гос деньги лучше "освоить&q uot;
Цитировать | Сообщить модератору
kng77
0 #1 kng77 10.02.2011 15:59
Все это нашим бы вождям в голову вбить.
Цитировать | Сообщить модератору
.
Вертолеты